Версия: Нет версии
1 1 1 1 1 (3 Голосов)

Часть 1. ИС-3 - советский прорыв в танкостроении и пару слов о броне

Вступление

Танк ИС-3 является легендарным в двух смыслах – во-первых он был построен по уникальной на тот момент технологии. Дело в том, что этот танк являлся детищем воплощенных в металле идей двух выдающихся конструкторов – Жозефа Котина и Николая Духова, причем оба руководили своими конструкторскими бюро, которые находились в Челябинске. Автором огромной приплюснутой башни (сферической формы) являлся Н. Духов, а вот запомнившийся всем из-за своей неповторимости корпус корабельной формы (щучий нос) был творением инженерной мысли Ж. Котина. После ряда размышлений было принято решение соединить лучшие достижения двух конструкторов, а общую доводку проекта осуществляли под руководством Михаила Балджи (который также успешно провел управление проектами по созданию танка ИС-4 и самоходки СУ-152, доктор наук, выдающийся конструктор).

Конструкторы Николай Духов и Жозеф Котин

Рисунок. Конструкторы Николай Духов и Жозеф Котин

Танк-трансформер

Таким образом, ИС-3 был своего рода танком-трансформером и на тот момент являлся самым совершенным тяжелым танком в мире, а позже лучшие достижения танкостроения были переняты всеми ведущими странами мира, а башни обтекаемой формы стали появляться как на американских «Паттонах», так и на немецких «Леопардах». Лобовая броня корпуса составляла всего 120-мм, но учитывая приземистость танка, а также большие углы наклона и особую форму ВЛД, танк пробить в корпус было очень и очень сложно. Башня же была еще сильнее бронирована, где толща стали достигала 250-мм и это, учитывая закругленную форму, давало чрезвычайную устойчивость к обстрелу основными противотанковыми орудиями при условии стрельбы базовыми бронебойными и подкалиберными боеприпасами. Сергей Буркатовский в свое время сказал, что после того как он с коллегами анализировал танк на бумаге и посмотрел на него вживую, ему пришла в голову мысль что этого монстра в лоб пробить вообще невозможно, но так как было принято решение поместить его на 8-й уровень ветки советских тяжей, то в угоду балансу его характеристики занижены. Вот ведь незадача, а с другой стороны может и хорошо, ведь танк хорош для своего уровня, но кроме того может показать почем фунт соли даже 10-м.

Тяжелый танк ИС-3, современное фото

Рисунок . Тяжелый танк ИС-3, современное фото

Броня

В общем, мощная броня была лейтмотивом создания танков ИС-3, именно поэтому отказались от танков ИС-2, которые при всей своей мощи не выдерживали обстрел с немецких тяжелых танков типа «Тигров» и «Пантер». В более поздней версии ИС-2М было усилено лобовое бронирование корпуса, что существенно снизило вероятность пробития туда, но проблема уязвимости башни осталась неразрешенной. По воспоминаниям тех же немецких танкистов, опытные командиры танков ИС-2 старались идти на сближение как бы под небольшим углом, при этом немного отвернув башню в сторону. То есть, как принято у нас в WoT – то бишь ромбом с доворотом башни по типу «Мауса». В ИС-3 проблему защиты башни решили более чем успешно, а заодно и сильно усовершенствовали корпус, как по части брони, так и по части удобства управления для механика-водителя.

Великолепная башня

В общем, броня башни является главным преимуществом в бронировании ИС-3, причем почти со всех сторон. Мало того что у нас лобовая броня доходит до заоблачных 250-мм, так и по бортам у нас все 160-мм, что учитывая обтекаемые формы башни (откуда не посмотри), дает нам почти круговую защиту и так часто бывает, что снаряды рикошетят от башни при обстреле под разными углами. Именно поэтому опытные игроки или не стреляют в башню вообще, или же когда нет другого выхода, бьют в крышу башни. Кстати, подобным круговым бронированием башни вкупе с обтекаемой формой может похвастать тот же Т-54, или же китайские поделки типа «112», «113» и Т-34-3.

Тяжелый танк "112"

Рисунок . Тяжелый танк "112"

Хотя явным рекордсменом тут является ИС-7, который хоть и не имеет полностью округлой башни, но при этом там такие наклоны и такая толща брони, что лучше стрелять куда угодно, только не в башню. Даже при обстреле сзади есть вероятность рикошета, так что куда проще вести огонь в корпус. Что-то подобное мы видим и на ИС-3, лишь с одним исключением – место над орудийной маской, то самое, куда опускалось орудие, а потом заваривалось с наложением бронелиста, любят пробивать мастера снайперской стрельбы. Хотя в реальности танки редко воевали на таких дистанциях, а когда два танка смотрят друг на друга и любой выстрел может быть роковым, то вряд ли кто-то там начал бы выцеливать крышу башни – это же абсурд. Правда у нас в игре несколько другие реалии, а потому имеем что имеем, неожиданно выплывшее из реалий правило трех калибров портит нам весь суп, так что уязвимую точку прикрывать придется. Хотя это и не так уж сложно, главное вовремя дергать танк туда-сюда, а если нет возможности, то хотя бы перед выстрелом противника поднимите пушку вверх, так вы закроете уязвимое место («мастер-оружейник» маст хэв).

Тяжелый танк ИС-7

Рисунок . Тяжелый танк ИС-7

Резюме

ИС-3 без преувеличения являлся уникальной для своего времени машиной и стал примером на долгие годы для западных конструкторов, а в советской истории танкостроения он не только являлся воплощением мощи тяжелых танков, но и послужил отправной точкой для создания таких легендарных машин как Т-10 (ИС-8) и Т-54/55.

На этом в данной части у нас все, в следующий раз мы поговорим о свойствах наклонной брони корпуса ИС-3, важности для выживаемости танка низкого профиля, маневренности и огневой мощи.

Добавить комментарий

Защитный код